Законодательство об административных правонарушениях

Согласно ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как может показаться на первый взгляд, указанная статья дает однозначный ответ на вопрос о системе источников отечественного законодательства об административных правонарушениях. Однако это отнюдь не так.

Для того, чтобы убедиться в том, что перед нами один из тех случаев, когда грамматическое толкование буквы закона может завести в тупик любого несведущего юриста, достаточно вспомнить положения аналогичной дискуссии среди теоретиков уголовного права. Так, согласно ч. 1 ст. 1 Уголовного кодекса РФ уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса РФ. Сегодня, когда данная проблема стала предметом дискуссий среди многочисленного круга юристов и ученых, становится трудно соглашаться с тем, что уголовное законодательство ограничивается лишь УК РФ. Так, в понятие уголовного законодательства стали включать законодательство военного времени, иные федеральные законы, вносящие изменения и дополнения в УК РФ, Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации», а с недавних пор и Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 91-ФЗ «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»[1].

Таким образом, есть все основания усомниться в том, что законодательство об административных правонарушениях ограничивается лишь КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Целью настоящей статьи является анализ и установление круга явлений правовой материи, за которыми можно признать свойство источника отечественного законодательства об административных правонарушениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • охарактеризовать понятие законодательства об административных правонарушениях;
  • произвести анализ законодательства субъектов РФ на предмет содержания правовых норм об административных правонарушениях;
  • обозначить круг нормативных правовых актов, которые составляют систему законодательства об административных правонарушениях.

Вышеназванное наталкивает на ряд определенных проблем и трудностей: 1) законодательство об административных правонарушениях на федеральном уровне может не ограничиваться КоАП РФ[2]; 2) несмотря на то, что аналогично КоАП РФ региональные законы могут содержать формулировки того, что законодательство об административных правонарушениях данного субъекта РФ состоит и ограничивается одним актом, это также не исключает возможность существования других нормативных правовых актов, которые следует включить в указанную категорию[3]; 3) не исключено существование актов, принятых по вопросам, не составляющих предмет ведения субъектов РФ в сфере административных правонарушения или актов, при принятии которых были нарушены другие нормы материального права. Названные обстоятельства вынуждает признать, что настоящая работа не претендует на полный учет актуальной информации[4], но представляет из себя качественную попытку продвинуться в разрешении сформулированного вопроса.

Начать настоящее рассуждение не представляется возможным без раскрытия понятия того, что следует считать законодательством об административных правонарушениях.

Термин законодательство может использоваться в нескольких значениях. При узком подходе к толкованию под законодательством понимают совокупность исключительно законов. В широком смысле – совокупность не только законов, но и других внешних форм выражения права (источников права). Если экстраполировать указанные понятия в сферу правовых норм, устанавливающих административную ответственность за совершение административных правонарушений, получится два понятия, которые будут равновеликими по объему охватываемых явлений: нормы об административной ответственности могут быть обнаружены исключительно в законе. Однако законодательство об административных правонарушениях не ограничивается лишь установлением административной ответственности. Учитывая данное обстоятельство, в дальнейшем мы будем исходить из узкого понимания термина законодательства.

В современной правовой литературе высказываются различные точки зрения по поводу структуры законодательства об административных правонарушениях.

Большинство ученых склонны отождествлять понятие законодательство об административных правонарушениях с КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. С этим соглашаются Р. С. Александрова[5], Я. В. Васильева[6], Н. В. Макарейко[7] и др.

По причинам, обозначенным выше, подобный подход кажется несостоятельным, что требует рассмотрение иных точек зрения по данному вопросу.

Так, по мнению А. Б. Агапова, законодательство об административных правонарушениях состоит из (1) КоАП РФ, (2) федеральных законов, вносящих в него изменения, (3) законов субъектов, устанавливающих административные наказания в виде предупреждения или штрафа, (4) нормативные правовые акты федеральных или региональных органов исполнительной власти, а также иных публичных органов, устанавливающих порядок исполнения процедур, определенных КоАП РФ и законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях[8]. Несмотря на авторитетность автора, с его мнением трудно полностью согласиться. Во-первых, стоит отметить, что автор справедливо отнес КоАП РФ и законы, вносящие в него изменения в систему законодательства об административных правонарушениях. Во-вторых, можно согласиться с тем, что названные автором подзаконные акты являются источниками норм об административных правонарушениях, однако они не охватываются понятием законодательство. В-третьих, ограничение категории законов субъектов РФ лишь теми, которые устанавливают административные наказания в виде предупреждения или штрафа кажется неоправданным. Остановимся на этом более подробно.

Законодательство об административных правонарушениях является составной частью административного и административно-процессуального законодательства. Согласно Конституции Российской Федерации названные отрасли законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72).

Данная норма получила свое продолжение в КоАП РФ. Так, «[к] ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний»[9].

Согласно ч. 1 ст. 1.3.1. КоАП РФ «[к] ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом».

Таким образом, законодательные органы государственной власти субъектов РФ вправе не только принимать законы, устанавливающие административную ответственность за правонарушения, которые не регулируются федеральным законодательством, но и иные законы об административных правонарушениях, отнесенных КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.

В настоящее время, проблема неправильного понимания предмета ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушений не теряет своей актуальности. Из этого вытекает ряд смежных проблем. Так, например, согласно абз. 1 ст. 32 Закона Брянской области от 15.06.2007 г. № 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской области» законодательство об административных правонарушениях Брянской области состоит из названного закона; новые законы Брянской области, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в названный закон. В действительности, настоящее положение кажется абсурдным, если учесть, что на территории Брянской области продолжает действовать более старый закон с похожим названием: Закон Брянской области от 05.08.2002 г. №47-З «Об административных правонарушениях». При этом мы даже не учитывали, что фактически в законодательство данного субъекта об административных правонарушениях входят и иные законы. Недостаточный уровень юридической техники при разработке данного закона Брянской области кажется очевидным.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации показал, что подобная проблема характерна для значительного числа регионов России. Так, было установлено, что 32 региона (37,6%) поступили аналогичным образом: Республика Башкортостан[10], Республика Бурятия[11], Республика Дагестан[12], Республика Кабардино-Балкария[13], Республика Карелия[14], Республика Крым[15], Республика Саха (Якутия)[16], Республика Северная Осетия (Алания)[17], Республика Тыва[18], Пермский край[19], Приморский край[20], Хабаровский край[21], Брянская область[22], Волгоградская область[23], Воронежская область[24], Калининградская область[25], Костромская область[26], Московская область[27], Новосибирская область[28], Оренбургская область[29], Орловская область[30], Псковская область[31], Свердловская область[32], Тамбовская область[33], Томская область[34], Тюменская область[35], Ярославская область[36], г. Москва[37], г. Санкт-Петербург[38], г. Севастополь[39], Ненецкий автономный округ[40], Ямало-Ненецкий автономный округ[41].

Обозначенная проблема носит действительный характер, поскольку только Московская область из указанного списка может претендовать на то, что формулировка соответствует объективным реалиям, если сделать некоторое исключение: не учитывать законы, вносящие поправки. Если пренебречь данным исключением, то интерес к проблеме может полностью иссякнуть, т. к. не останется субъектов Российской Федерации, законодательно оформивших все правовые норм об административных правонарушениях в одном акте.

14 субъектов Российской Федерации честно указали на несведение собственного законодательства об административных правонарушениях к одному акту: Республика Ингушетия[42], Республика Карачаево-Черкесия[43], Республика Коми[44], Республика Марий Эл[45], Республика Удмуртия[46], Республика Чувашия[47], Забайкальский край[48], Амурская область[49], Владимирская область[50], Ленинградская область[51], Липецкая область[52], Ростовская область[53], Рязанская область[54], Смоленская область[55].

Большинство субъектов Российской Федерации (39; 45,9%) не стали уподобляться решению Российской Федерации о включении подобной нормы в КоАП РФ: Республика Адыгея[56], Республика Алтай[57], Республика Калмыкия[58], Республика Мордовия[59], Республика Татарстан[60], Республика Хакасия[61], Республика Чечня[62], Алтайский край, Камчатский край[63], Краснодарский край[64], Красноярский край[65], Ставропольский край[66], Архангельская область[67], Астраханская область[68], Белгородская область[69], Вологодская область[70], Ивановская область[71], Иркутская область, Калужская область[72], Кемеровская область[73], Кировская область[74], Курганская область[75], Курская область[76], Магаданская область[77], Мурманская область[78], Нижегородская область[79], Новгородская область[80], Омская область[81], Пензенская область[82], Самарская область[83], Саратовская область[84], Сахалинская область[85], Тверская область[86], Тульская область[87], Ульяновская область[88], Челябинская область[89], Еврейская автономная область[90], Ханты-Мансийский автономный округ – Югра[91], Чукотский автономный округ[92].

Результаты анализа законодательства субъектов Российской Федерации на предмет содержания норм об административных правонарушениях помогли установить круг его источников.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать несколько выводов:

  1. Все 85 субъектов Российской Федерации приняли соответствующие законы об административных правонарушениях.
  2. В 84 субъектах Российской Федерации имеется базовой акт в области административных правонарушений. Исключение – Иркутская область, где областное законодательство об административных правонарушениях представляет из себя совокупность разрозненных актов, регламентирующих самостоятельные вопросы.
  3. Формально 32 субъекта Российской Федерации свели круг собственных законов об административных правонарушениях до одного акта. 14 – поступили наоборот. 39 – не урегулировали этот вопрос. Если не учитывать законы о внесении изменений, то фактически в 81 регионе законодательство об административных правонарушениях состоит из нескольких актов, в 4 – из одного (Московская, Ленинградская, Архангельская и Новгородская области). При этом формально Ленинградская область разрешила вопрос иначе.
  4. Таким образом, к источникам законодательства об административных правонарушениях следует отнести: на федеральном уровне – КоАП РФ и другие федеральные законы, на региональном уровне – принятые в соответствии с КоАП РФ законы субъектов об административных правонарушениях, а также законы о внесении изменений в федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

[1] См.: Маркунцев С. А. Некоторые соображения о новом элементе российского уголовного законодательства и источнике отечественного уголовного права // Российская юстиция. 2014. № 7. С. 2 (по нумерации СПС КонсультантПлюс).
[2] См. напр.: Федеральный закон от 26.04.2013 г. № 67-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О порядке отбывания административного ареста» // Российская газета. № 94. 30.04.2013.
[3] По аналогии см. напр.: Маркунцев С. А. Указ. соч. С. 2 (по нумерации СПС КонсультантПлюс).
[4] При написании данной работы была использована «Некоммерческая интернет-версия КонсультантПлюс: Региональное законодательство» по состоянию на 11.12.2016 г.
[5] См.: Александрова Р. С. Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3 С. 303.
[6] См.: Васильева Я. В. Законодательство об административных правонарушениях как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 4 (24) С. 32.
[7] См.: Макарейко Н. В. Законодательство об административных правонарушениях: состояние и перспективы развития // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1 (25) С. 306.
[8] См.: Административная ответственность. 6-е изд. / Под ред. А. Б. Агапова. М.: Юрайт, 2014. С. 26.
[9] ч. 1 ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 22.11.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
[10] См.: ст. 1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23.06.2011 г. № 413-з // Республика Башкортостан. № 127 (27362). 01.07.2011.
[11] См.: абз. 1 ст. 2 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 г. № 2003-IV (ред. от 06.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Бурятия. № 79. 07.05.2011. Официальный вестник № 51.
[12] См.: ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Республики Дагестан об административных правонарушениях от 13.01.2015 г. № 10 (ред. от 08.02.2016 г.) // Дагестанская правда. № 36–37. 16.01.2015.
[13] См.: ч. 1 ст. 1.2. Кодекса Кабардино-Балкарской Республики об административных правонарушениях от 22.07.2003 г. № 66-РЗ (ред. от 15.07.2016 г.) // Кабардино-Балкарская правда. № 173–176. 25.07.2003.
[14] См.: ст. 1.1 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 г. № 1191-ЗРК (ред. от 28.07.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Карелия. № 54. 22.05.2008.
[15] См.: ч. 1 ст. 1.2 Закона Республики Крым от 25.06.2015 г. № 117-ЗРК/2015 (ред. от 23.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Республике Крым» // Крымские известия. № 126 (5792). 04.07.2015.
[16] См.: ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях от 14.10.2009 г. 726-З № 337-IV (ред. от 26.10.2016 г.) // Якутские ведомости. № 66. 11.11.2009.
[17] См.: ч. 1 ст. 1 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 17.11.2014 г. № 43-РЗ (ред. от 05.11.2016 г.) «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений» // Северная Осетия. № 233 (26741). 18.12.2014.
[18] См.: ч. 1 ст. 1.1 Закона Республики Тыва от 30.12.2008 г. № 905 ВХ-2 (ред. от 16.08.2016 г.) «Кодекс Республики Тыва об административных правонарушениях» // Шын. № 6. 22.01.2009.
[19] См.: ч. 1 ст. 1.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 г. № 460-ПК (ред. от 09.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Пермском крае» // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. № 14. 13.04.2015.
[20] См.: ч. 1 ст. 1.1 Закона Приморского края от 05.03.2007 г. № 44-КЗ (ред. от 01.12.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Приморском крае» // Приморская газета. № 17 (79). 13.03.2007.
[21] См.: ч. 1 ст. 1 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях от 24.06.2009 г. № 256 (ред. от 25.05.2016 г.) // Приамурские ведомости. № 104. 17.07.2009.
[22] См.: абз. 1 ст. 32 Закона Брянской области от 15.06.2007 г. № 88-З (ред. от 05.07.2016 г.) «Об административных правонарушениях на территории Брянской области» // Брянский рабочий. № 98. 03.07.2007.
[23] См.: ч. 1 ст. 1.1 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 г. № 1693-ОД (ред. от 05.07.2016 г.) «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности» // Волгоградская правда. № 105. 18.06.2008.
[24] См.: ч. 1 ст. 1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. № 74-ОЗ (ред. от 28.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» // Коммуна. № 4. 13.01.2004.
[25] См.: ст. 1 Закона Калининградской области от 12.05.2008 г. № 244 (ред. от 21.06.2016 г.) «Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях» // Калининградская правда. № 89. 21.05.2008.
[26] См.: ст. 2 Закона Костромской области от 21.07.2008 г. № 352-4-ЗКО (ред. от 29.11.2016 г.) «Кодекс Костромской области об административных правонарушениях» // СП — нормативные документы. № 33. 25.07.2008.
[27] См.: ч. 1 ст. 1.2 Закона Московской области от 04.05.2016 г. № 37/2016-ОЗ (ред. от 14.09.2016 г.) «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» // Ежедневные Новости. Подмосковье. № 91. 24.05.2016.
[28] См.: ч. 1 ст. 1.1. Закона Новосибирской области от 14.02.2003 г. № 99-ОЗ (ред. от 05.12.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» // Советская Сибирь. № 60. 28.03.2003.
[29] См.: ст. 1 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 г. № 489/55-III-ОЗ (ред. от 27.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» // Южный Урал. № 210. 28.10.2003. С. 2–3.
[30] См: ч. 1 ст. 1.1 Закона Орловской области от 06.06.2013 г. № 1490-ОЗ (ред. от 01.07.2016 г.) «Об ответственности за административные правонарушения» // Орловская правда. № 81. 08.06.2013.
[31] См.: ст. 1.2 Закона Псковской области от 04.05.2003 г. № 268-оз (ред. от 12.05.2016 г.) «Об административных правонарушениях на территории Псковской области» // Псковская правда. № 85. 14.05.2003.
[32] См.: ч. 1 ст. 2 Закона Свердловской области от 14.06.2005 г. № 52-ОЗ (ред. от 22.07.2016 г.) «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» // Областная газета. № 170–171. 15.06.2005.
[33] См.: абз. 1 ст. 1 Закона Тамбовской области от 29.10.2003 г. № 155-З (ред. от 02.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Тамбовской области» // Тамбовская жизнь. № 223 (22917). 11.11.2003.
[34] См.: ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Томской области об административных правонарушениях от 26.12.2008 г. № 295-ОЗ (ред. от 11.11.2016 г.) // Томский вестник. № 10. 24.01.2009.
[35] См.: ч. 1 ст. 1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности от 27.12.2007 г. № 55 (ред. от 23.09.2016 г.) // Тюменская область сегодня. № 241. 28.12.2007.
[36] См.: ст. 1 Закона ЯО от 03.12.2007 г. № 100-з (ред. от 06.05.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Губернские вести. № 98. 08.12.2007.
[37] См.: ч. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. № 45 (ред. от 23.11.2016 г.) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 69. 12.12.2007.
[38] См.: ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 г. № 273–70 (ред. от 30.06.2016 г., с изм. от 13.07.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» // Петербургский дневник. № 22. 14.06.2010.
[39] См.: абз. 1 ст. 1 Закона города Севастополя от 17.04.2015 г. № 130-ЗС (ред. от 27.07.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Севастопольские известия. № 30–31 (1775). 18.04.2015.
[40] См.: ст. 1.1 Закона НАО от 29.06.2002 г. № 366-ОЗ (ред. от 08.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Няръяна Вындер. № 116. 19.07.2002.
[41] См.: ст. 1.2 Закона ЯНАО от 16.12.2004 г. № 81-ЗАО (ред. от 31.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Красный Север. Спецвыпуск № 3. 20.01.2005.
[42] См.: ст. 2 Закона Республики Ингушетия от 07.12.2010 г. № 60-РЗ (ред. от 30.11.2015 г.) «Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия» // Ингушетия. № 211–212. 18.12.2010.
[43] См.: ч. 1 ст. 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 г. № 40-РЗ (ред. от 01.07.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // День Республики. № 62–63 (16677). 14.04.2005.
[44] См.: ст. 1 Закона Республики Коми от 30.12.2003 г. № 95-РЗ (ред. от 27.10.2016 г.) «Об административной ответственности в Республике Коми» // Республика. № 9. 13.01.2004.
[45] См.: ст. 1 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 г. № 43-З (ред. от 24.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл» // Марийская правда. № 237. 20.12.2002.
[46] См.: ст. 1 Закона УР от 13.10.2011 г. № 57-РЗ (ред. от 04.07.2016 г.) «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 19.12.2011. № 38.
[47] См.: абз. 1 ст. 1 Закона ЧР от 23.07.2003 г. № 22 (ред. от 28.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» // Республика. № 30. 30.07.2003.
[48] См.: ч. 1 ст. 1 Закона Забайкальского края от 02.07.2009 г. № 198-ЗЗК (ред. от 04.07.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Забайкальский рабочий. № 123-124. 06.07.2009.
[49] См.: ч. 1 ст. 1.1 Закона Амурской области от 30.03.2007 г. № 319-ОЗ (ред. от 11.11.2016) «Об административной ответственности в Амурской области» // Вестник администрации Амурской области. № 3. 01.04.2007.
[50] См.: ч. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 14.02.2003 г. № 11-ОЗ (ред. от 28.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях во Владимирской области» // Владимирские ведомости. № 36–37. 19.02.2003.
[51] См.: абз. 2 ст. 1.1 Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 г. № 47-оз (ред. от 15.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Вестник Правительства Ленинградской области. № 15. 23.07.2003.
[52] См.: ст. 1.1 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях от 31.08.2004 г. № 119-ОЗ (ред. от 16.11.2016 г.) // Липецкая газета. № 177. 10.09.2004.
[53] См.: ч. 1 ст. 1.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 г. № 273-ЗС (ред. от 07.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Наше время. № 214–215. 31.10.2002.
[54] См: абз. 2 ст. 1.1 Закона Псковской области от 04.05.2003 г. № 268-оз (ред. от 12.05.2016 г.) «Об административных правонарушениях на территории Псковской области» // Псковская правда. № 85. 14.05.2003.
[55] См.: ст. 1 Закона Смоленской области от 25.06.2003 г. № 28-з (ред. от 28.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области» // Смоленская газета. № 25. 26.06.2003.
[56] См.: Закон Республики Адыгея от 19.04.2004 г. № 215 (ред. от 29.04.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Республики Адыгея. № 4. Апрель. 2004.
[57] См.: Закон Республики Алтай от 10.11.2015 г. № 69-РЗ (ред. от 21.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» // Алтайдын Чолмоны. № 92. 24.05.2016.
[58] См.: Закон Республики Калмыкия от 19.11.2012 г. № 384-IV-З (ред. от 04.07.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Республике Калмыкия» // Хальмг унн. № 210. 20.11.2012.
[59] См.: Закон РМ от 15.06.2015 г. № 38-З (ред. от 17.09.2016 г.) «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» // Известия Мордовии. № 64–29. 16.06.2015.
[60] См.: Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19.12.2006 г. № 80-ЗРТ (ред. от 09.07.2016 г.) // Ватаным Татарстан. № 257. 23.12.2006.
[61] См.: Закон Республики Хакасия от 17.12.2008 г. № 91-ЗРХ (ред. от 10.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Вестник Хакасии. № 79. 23.12.2008.
[62] См.: Закон Чеченской Республики от 08.05.2008 г. № 17-РЗ (ред. от 22.10.2015 г.) «Об административных правонарушениях» // Вести Республики. № 94 (776). 21.05.2008.
[63] См.: Закон Камчатского края от 19.12.2008 г. № 209 (ред. от 27.04.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Официальные Ведомости. № 221–225. 30.12.2008.
[64] См.: Закон Краснодарского края от 23.07.2003 г. № 608-КЗ (ред. от 13.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Кубанские новости. № 125. 29.07.2003.
[65] См.: Закон Красноярского края от 02.10.2008 г. № 7-2161 (ред. от 16.06.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Наш Красноярский край. № 33. 21.10.2008.
[66] См.: Закон Ставропольского края от 10.04.2008 г. № 20-кз (ред. от 09.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» // Ставропольская правда. № 77–78. 12.04.2008.
[67] См.: Закон Архангельской области от 03.06.2003 г. № 172-22-ОЗ (ред. от 28.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Волна. № 24. 20.06.2003.
[68] См.: Закон Астраханской области от 22.06.2016 г. № 41/2016-ОЗ «Об административных правонарушениях» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. № 25. 30.06.2016.
[69] См.: Закон Белгородской области от 04.07.2002 г. № 35 (ред. от 03.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» // Белгородские известия. № 101. 09.07.2002.
[70] См.: Закон Вологодской области от 08.12.2010 г. № 2429-ОЗ (ред. от 28.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Вологодской области» // Красный Север. № 139. 11.12.2010.
[71] См.: Закон Ивановской области от 24.04.2008 г. № 11-ОЗ (ред. от 11.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Ивановской области» // Ивановская газета. № 76 (4203). 26.04.2008.
[72] См.: Закон Калужской области от 28.02.2011 г. № 122-ОЗ (ред. от 24.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Калужской области» // Весть. № 80–82. 04.03.2011.
[73] См.: Закон Кемеровской области от 16.06.2006 г. № 89-ОЗ (ред. от 19.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» // Законодательный вестник Совета народных депутатов Кемеровской области. № 55. 2006.
[74] См.: Закон Кировской области от 04.12.2007 г. № 200-ЗО (ред. от 30.06.2016 г.) «Об административной ответственности в Кировской области» // Вятский край. № 234 (4122). 19.12.2007.
[75] См.: Закон Курганской области от 20.11.1995 г. № 25 «Об административных правонарушениях на территории Курганской области» // Новый мир. № 122. 09.07.2002.
[76] См.: Закон Курской области от 04.01.2003 г. № 1-ЗКО (ред. от 23.08.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Курской области» // Курск. № 3. 15.01.2003.
[77] См: Закон Магаданской области от 15.03.2005 г. № 583-ОЗ (ред. от 28.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Магаданской области» // Магаданская правда. № 28 (19399). 16.03.2005.
[78] См.: Закон Мурманской области от 06.06.2003 г. № 401-01-ЗМО (ред. от 28.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Мурманский Вестник. № 113. 18.06.2003. С. 3.
[79] См.: Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях от 20.05.2003 г. № 34-З // Правовая среда. № 18-19 (464–465). 28.05.2003.
[80] См.: Областной закон Новгородской области от 01.02.2016 г. № 914-ОЗ «Об административных правонарушениях» // Официальный интернет-портал правовой информации – http://www.pravo.gov.ru. 03.02.2016.
[81] См.: Закон Омской области от 24.07.2006 г. № 770-ОЗ (ред. от 14.07.2016 г.) «Кодекс Омской области об административных правонарушениях» // Омский вестник. № 54. 26.07.2006.
[82] См.: Закон Пензенской обл. от 02.04.2008 г. № 1506-ЗПО (ред. от 10.10.2016 г.) «Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях» // Пензенские губернские ведомости. 15.04.2008. № 17. С. 54.
[83] См.: Закон Самарской области от 01.11.2007 г. № 115-ГД (ред. от 11.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» // Волжская коммуна. № 207 (26005). 07.11.2007.
[84] См.: Закон Саратовской области от 29.07.2009 г. № 104-ЗСО (ред. от 01.08.2016 г.) «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» // Собрание законодательства Саратовской области. № 17. Июль. 2009.
[85] См.: Закон Сахалинской области от 29.03.2004 г. № 490 (ред. от 06.05.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» // Губернские ведомости. № 74–75 (2010–2011). 03.04.2004.
[86] См.: Закон Тверской области от 14.07.2003 г. № 46-ЗО (ред. от 14.07.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Деловое обозрение. № 353 (30 июля). 2003.
[87] См.: Закон Тульской области от 09.06.2003 г. № 388-ЗТО (ред. от 25.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Тульской области» // Тульские известия. № 131–134. 14.06.2003.
[88] См.: Закон Ульяновской области от 28.02.2011 г. № 16-ЗО (ред. от 31.08.2016 г.) «Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях» // Ульяновская правда. № 23 (23.000). 04.03.2011.
[89] См.: Закон Челябинской области от 27.05.2010 г. № 584-ЗО (ред. от 12.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях в Челябинской области» // Южноуральская панорама. № 135. 05.06.2010.
[90] См.: Закон ЕАО от 23.06.2010 г. № 781-ОЗ (ред. от 19.10.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Биробиджанер штерн. № 48. 02.07.2010.
[91] См.: Закон ХМАО – Югры от 11.06.2010 г. № 102-оз (ред. от 17.11.2016 г.) «Об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 01.06.2010–15.06.2010. № 6 (ч. I). Ст. 461.
[92] См.: Закон Чукотского автономного округа от 06.06.2008 г. № 69-ОЗ (ред. от 07.11.2016 г.) «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе» // Ведомости. № 23 (350). 12.06.2008.