История возникновения и правовое регулирование «Right to Be Forgotten» в законодательстве ЕС

God forgives and forgets but the Web never does!
Viviane
Reding

Основным документом Европейского союза, регулирующим отношения в сфере сбора, обработки и хранения персональных данных, является Директива «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных», принятая в 1995 году, которая устанавливает право на конфиденциальность и защиту персональной информации от третьих лиц в сети Интернет[1]. Данное право тесно связано с другим правом – «правом на забвение» («the Right to Be Forgotten»), причиной предоставления которого является возможность получения информации, которая затрагивает личную жизнь другого человека, в результате запроса по имени физического лица в поисковой системе в сети Интернет.

Корни европейской концепции «права на забвение» могут быть обнаружены во французском праве, которое признавало «le droit à l’oubli» («Right of Oblivion») – право, которое позволяет осужденному преступнику, который был впоследствии реабилитирован, возражать против публикации фактов его осуждения и тюремного заключения[2].

Дефиниция «право на забвение» на общеевропейском уровне впервые была сформулирована в послании «Многосторонний подход к защите персональных данных в ЕС», опубликованном Еврокомиссией в 2010 году. Согласно посланию, под «правом на забвение» понимается право отдельных лиц, на приостановление обработки и удаление сведений о них, которые больше не нужны для осуществления законных целей[3].

В 2012 году начался процесс коренного реформирования правового регулирования концепции «права быть забытым». Европейская Комиссия опубликовала проект Общего регламента защиты данных (General Data Protection Regulation), который в скором будущем должен заменить Директиву 95/45ЕС[4]. Регламент включает особую защиту права на забвение[5], а его цель – приспособление европейского законодательства о персональных данных к новым технологиям[6], т.к. на момент вступления в силу указанной Директивы таких компаний, как Google еще не существовало, а общее число европейцев, имеющих доступ к Интернету составляло менее 1%[7].

Первым прецедентом в судебной практике ЕС, в котором речь шла о требовании удалить указатели страниц сайтов, содержащих персональные данные, из результатов выдачи поисковой системы является дело Google Spain SL and Google Inc. v Agencia Española de Protección de Datos (AEPD) and Mario Costeja González (2014). В 1998 году в газете La Vanguardia была опубликована статья[8], которая сопровождалась объявлением об аукционе, на котором выставлялся на торги дом, принадлежащий Гонсалесу, в счет уплаты его долгов. В 2010 году Гонсалес обратился в Национальное агентство Испании по защите данных с требованием удалить опубликованную статьи и ссылку на неё. По его словам, судебное разбирательство о долге уже давно разрешилось, а наличие компрометирующей информации в открытом источнике нарушало его право на личную жизнь[9]. Жалоба была отклонена на основании законности публикации и точности, содержащихся в ней сведений. Вскоре, его инициатива была поддержана властями Испании, которые обязали Google Spain SL и Google Inc. (далее – Google) удовлетворить жалобу. Google отказалась удовлетворять требование и в ответ подала встречный иск в Верховный суд Испании, который передал дело в суд Европейского союза. Суд обязал Google удалить все ссылки, содержащие имя Гонсалеса на испанском поддомене Google.es, ссылаясь на статьи 2, 4, 12 и 14 Директивы 95/45ЕС и глав седьмой и восьмой Хартии ЕС по правам человека[10].

В решении Европейского суда было отмечено, что данное дело не является универсальным, а право на забвение – абсолютным. Таким образом, аналогичные дела должны рассматриваться с учетом конкретных фактов («a case-by-case assessment»). Данное решение обусловлено тем, что право на забвение вступает в конфликт с правом на свободу слова и печати и правом на доступ к информации.

Таким образом, граждане Евросоюза получили право требовать удаления информации, не соответствующей следующим критериям обработки персональных данных[11]: достоверность (информация не должна искажать сведения о человеке); достаточность; релевантность (информация должна соответствовать теме запроса и быть актуальной).

Вместе с тем не подлежат удалению ссылки на материалы, которые представляют общественный интерес, обрабатываются для научных, исторических и статистических целей, а также в которых нашло свое отражение право на свободу выражения[12]. Отсутствие исчерпывающего перечня оснований, препятствующих реализации права на забвение, позволяет суду как правоприменительному органу в зависимости от обстоятельств ситуации принять справедливое и верное решение: ограничить доступ к персональным данным несовершеннолетних, оступившихся на начале своего жизненного пути, или, например, посчитать, что «информация, которая имеет отношение к профессиональной деятельности лица, общественному дискурсу, а также журналистские расследования, историческая хроника»[13] должны оставаться доступными для неограниченного круга лиц.

Сегодня право на забвение в странах ЕС реализуется путем заполнения специальной формы на странице поисковой системы. После чего оператор поисковой системы должен принять решение об удалении, либо отказать в обращении. При этом он имеет права раскрывать данные о запросах, если они не содержат персональных данных, вести и публиковать статистику, а также обращаться к владельцу сайта, на котором размещена информация[14]. С появлением рабочего механизма по реализации права на забвение воспользоваться им поспешило большое число европейцев. Так, c 29 мая 2014[15] г. в Google было направлено 391 тыс. запросов с заявлением об удалении более 1,38 млн. ссылок[16].

Таким образом, право на забвение – молодой и оправдавший себя в ЕС институт, который предусматривает возможность исключения ссылок из выдачи поисковой системы, содержащих недостоверную и иную информацию, перечень которой устанавливается законом, реализация которого коррелируется с общественными интересами.

[1] См.: art. 12. Directive 95/46/EC of the European Parliament and of the Counsel of 24 October 1995 on the protection of individuals with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data // Official Journal of the European Communities. 23.11.1995. No. L 281. P. 42.
[2] См.: Rosen J. The Right to Be Forgotten // Stanford Law Review Online. 13.02.2012. No. 64. P. 88.
[3] См.: A comprehensive approach on personal data protection in the European Union. P. 9. URL: http://ec.europa.eu/justice/news/consulting_public/0006/com_2010_609_en.pdf (дата обращения: 13.02.2016).
[4] См.: Nurullaev R. Right to Be Forgotten in the European Union and Russia: Comparison and Criticism // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. No. 3. P. 187.
[5] См.: Proposal for a Regulation of the the European Parliament and of the Counsel on the protection of individuals with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data (General Data Protection Regulation) // EUR-Lex. COD 2012/0011. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX:52012PC0011 (дата обращения: 13.02.2016).
[6] См.: Nurullaev R. Op. cit. P. 187.
[7] См.: Котенко Д. Право быть забытым // Legal Insight. 2012. № 7 (13). С. 25.
[8] URL: http://derechoaleer.org/media/files/olvido/LVG19980119-023.pdf (дата обращения: 22.02.2016).
[9] См.: Ruiz B. La inolvidable historia del embargo al moroso Mario Costeja González, ocurrida en 1998 // Derehoaleer.org. 2014. URL: http://derechoaleer.org/blog/2014/05/la-inolvidable-historia-del-embargo-al-moroso-mario-costeja-gonzalez-ocurrida-en-1998.html (дата обращения: 14.02.2016).
[10] См.: Case C-131/12, Google Spain SL and Google Inc. v Agencia Española de Protección de Datos (AEPD) and Mario Costeja González [2014] ECLI:EU:C:2014:317 // CURIA. 2014. URL: http://curia.europa.eu/juris/document/document.jsf?text=&docid=152065&pageIndex=0&doclang=EN&mode=lst&dir=&occ=first&part=1&cid=180664 (дата обращения: 14.02.2016).
[11] См.: Нуруллаев Р. Различия в регулировании «права на забвение» ЕС и РФ // Факультет права – НИУ ВШЭ. 2015. 14 декабря. С. 5. URL: https://pravo.hse.ru/data/2015/12/14/1134495537/Нуруллаев — Различия в регулировании пра..й Федерации и Европейском союзе.pdf (дата обращения: 14.02.2016).
[12] См.: Factsheet on the «Right to be Forgotten» ruling (C131/12) // European Commission. 2014. P. 4. URL: http://ec.europa.eu/justice/data-protection/files/factsheets/factsheet_data_protection_en.pdf (дата обращения: 22.02.2016).
[13] Нуруллаев Р. Указ. соч. С. 7.
[14] См. Там же. С. 12.
[15] Официальная дата начала рассмотрения соответствующих запросов.
[16] Защита конфиденциальной информации в ЕС. Отчет о доступности сервисов и данных // Google. 2016. 23 февраля. URL: https://www.google.com/transparencyreport/removals/europeprivacy/ (дата обращения: 23.02.2016).